авто

Переключатель языков

В Центральном государственном музее Республики Казахстан открылась Международная фотовыставка «Аркаим – Страна Городов: Пространство и Образы», приуроченная к 30-летию со дня открытия этого всемирно известного археологического памятника эпохи бронзы и 45-летию начала исследования уникального культурно-исторического комплекса «Синташта».

Выставка "Аркаим - страна городов"

Аркаим – осколок древнейших цивилизаций человечества, укрепленное поселение бронзового века, расположенное на юге Челябинской области РФ. Его по праву можно считать одним из самых значимых, широко известных в мире археологических объектов культурного наследия. Здесь до сих пор проводятся раскопки и исследования, в которых принимают участие выдающиеся ученые из многих стран мира.

Этот уникальный заповедник стал основанием для многих исследований и открытий, главный из которых – крупный археологический комплекс Страна Городов. 17 июня 1987 года был заложен первый раскоп, с которого началось исследование Аркаима. Его открытие положило начало масштабному изучению новой культуры – синташтинско-аркаимской. Памятники этого круга относятся к III-II тыс. до нашей эры, а Синташтинскую эпоху – ко времени великих древнейших степных обществ.

Фотовыставка «Аркаим – Страна Городов: Пространство и Образы» демонстрирует многие интересные факты о данном городище – фортификации, домостроительстве, древних мастерских, большой коллекции керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда, погребальных обрядностях и жертвоприношениях, предметах быта и вооружения, за которыми, конечно же, стояли реальные люди – жрецы, поэты, философы, воины, мастера, сделавшие выдающийся прорыв в цивилизации. Эти цивилизационные достижения впоследствии, возможно, были подхвачены древними греками и донесены до современной мировой культуры.

Выставка «Аркаим – Страна Городов: Пространство и Образы» представляет большой интерес для специалистов – ученых, археологов, историков, а также и для широкой общественности, неравнодушной к истории человечества. Аркаим – не только археологический, архитектурный, исторический памятник, но и музей под открытым небом, знакомящий с «арийским вещевым комплексом», – результатом поиска археологов из многих стран мира на протяжении более ста пятидесяти лет.

На стендах фотовыставки отображены: географическое расположение памятников «Страны Городов»; материалы дешифрования аэрофотоснимков в укрепленных и неукрепленных поселениях; фотографии археологических раскопок разного временного периода, а также авторские фотографии живой природы и современного степного состояния четырнадцати (из более двадцати) укрепленных поселений. Посетители фотовыставки смогут ознакомиться с культурным феноменом Южного Урала и индоевропейской цивилизации.

На открытии фотовыставки выступили: заместитель директора по культурно-образовательной работе и внешним связям Какабаев Бейбиткали Смагулович, заместитель директора Архива Президента Республики Казахстан, доктор исторических наук Алимгазинов Кайрат Шакаримович, член РАЕН и член-корр. Международной Академии Наук «Арарат» Журавлева Ирина Александровна и чл.корр. Международной Академии Наук «Арарат» Зуйков Юрий Владимирович. Также был показан 30-ти минутный документальный фильм «Аркаим. Культурное и духовное пространство на Южном Урале».  

В 2017-2018 гг. экспозиция выставки побывала в 11-ти городах России: гг. Кумертау, Уфе, Самаре, Омске, Бийске, Новосибирске, Барнауле, Санкт-Петербурге, Белгороде, Казани и в с.Головчино.

По сей день город Аркаим удивляет, восхищает, поражает, вызывает споры и сомнения, но пока вопросов он несет гораздо больше, чем ответов.

На открытии фотовыставки присутствовало более 200 человек.

Выставка продлится до 31 июля 2018 г.

 В Центральном Государственном музей Республики Казахстан 4 июля 2018 г. открылась выставка «Астана – сердце Евразии», представляющую произведения казахстанских художников и скульпторов, а также учащихся центров детского творческого развития и изостудий.

Астана - сердце ЕвразииСвои работы представили Жумадильхан Керимбек, Турбай Муратбек, Шарапова Елена, Амантаева Ардак, Казбекова Есиль, Ахметжан Рамазанов, Сәуле Жұмашева, Жанна Ткаченко, Мария Сулекова, Каламкас Сарсенгалиева, Сарвар Накысбекова, Елена Апенко, Виктор Гуранда, Жамиля Такен, Кумис Нүсипбек, Дана Нурканова, Мадина Темиргалиева, Дана Толыбай, Гулнар Тасимова, Айгуль Кырыкбаева, Кулжахан Онгарова, Саруар Накысбекова, Онал Абишева, Асем Кенженова, Ботакоз Утебалиева, Мадина Мажит и др. Дополнили выставку работы скульпторов М. Жунисбаева, С. Битуганова, Д. Досмагамбетова, Алибек Мергенов и др.

Экспозиция демонстрирует работы 20 состоявшихся мастеров и 50 воспитанников различных детских творческих центров и изостудий, предоставляя возможность воочию увидеть «мост» преемственности поколений в искусстве.

Выставка "Астана – сердце Евразии" на сей раз проходит в необычном формате, которая отличает ее от всех предыдущих. На данной выставке представлены работы как уже состоявшихся профессиональных художников, скульпторов, так и юных дарований из творческих центров развития детей, отражающие различные аспекты и сюжеты, связанные с историей нашей столицы в прошлом, ее процветанием в настоящем и будущем. Это авторские работы учащихся художественных школ и изостудий, демонстрирующие идеи и творческие замыслы юных мастеров, выполненные в различных техниках и жанрах (живопись, акварель, декоративно-прикладное искусство и др.). На обозрение зрителей свои творческие работы представили изостудии: «Арт-Мастерская Лидии Дроздовой», «Шедевр», «Веселая ромашка», «Да Винчи» и др. Мальчишки и девчонки в своих работах попытались выразить, как они видят Астану. Кто-то берет за основу сюжеты об известных достопримечательностях столицы («Байтерек – дерево жизни», «Хан Шатыр», «Астана Цирк» и др.), другие руководствовались своей богатой фантазией, а третьи – воплощали на холсте свои личные впечатления от увиденного. Выставка помогает обратить внимание юных дарований на бесконечные глубины истории и разнообразие облика нашей столицы Астаны, перенять мастерство у старшего поколения, направить их креативные способности и поощрить интерес к постоянному творческому самосовершенствованию, а также открывает разные грани художественного созидания детей, стимулирует их к выполнению осмысленных и качественных работ.

Вернисаж открыл заместитель директора Центрального Государственного музея Республики Казахстан Какабаев Бейбиткали Смагулович: «В этом году наша страна празднует 20-летний юбилей со дня основания столицы Казахстана – Астаны. Астана – самая молодая столица мира, имеющая богатую историю и являющаяся сердцем нашей Родины, символом Независимого Казахстана. В 2012 году решением международной организации ТЮРКСОЙ Астана названа культурной столицей тюркского мира.

Выставка «Астана – сердце Евразии» удивляет разнообразием представленных работ. Она предлагает на суд зрителя все виды изобразительного искусства – академические работы по рисунку, живописи, творческие композиции, выполненные в различных жанрах и техниках, а также большая коллекция казахского народного и современного ремесла, декоративно-прикладного искусства, скульптура. Наша столица осмыслена и изображена каждым из художников по-своему. Это город, в котором выступают не только обобщенные фасады домов, архитектурные достопримечательности, но и мегаполис, кипящий жизнью и приметами сегодняшнего дня»».

На открытии также выступили: профессор, доктор искусствоведения, член Союза художников РК Абишева Онал Токуловна, искусствовед, член Союза художников РК Екатерина Резникова, художник, педагог Жумадилхан Керимбек, рукововодитель Арт студии Лидия Дроздова, журналист Амангельды Сейтхан.

Для детей подготовлена интересная программа, состоящая из поздравлений, концертной программы, мастер-классов и экскурсии по I и II залу. В рамках выставки учащиеся и педагоги подготовят мастер-классы, наглядно демонстрирующие ту насыщенную творческую жизнь, которая царит в центрах детского развития. Знакомство с экспозицией профессионалов, творческое общение, наставничество, передача опыта молодому поколению – все это решается посредством мастер-классов.

На выставке экспонируется более 200 работ различных жанров изобразительного и прикладного искусства. Несомненно, выставка доставит радость и удовольствие всем зрителям.

pictures (Астана - сердце Евразии) pictures (Астана - сердце Евразии) pictures (Астана - сердце Евразии)
Астана - сердце Евразии Астана - сердце Евразии Астана - сердце Евразии

Выставка продлится до 31 июля 2018 года.

С 2014 года Центральный музей Казахстана сотрудничает с Сианьским Музеем Западного рынка Танской династии Китая и реализовывает совместные научные и культурно-образовательные проекты.  

sian museum2018-afishaВ рамках культурного сотрудничества между музеями 15 мая 2018 г. Центральный государственный музей Казахстана под руководством директора Нурсан Алимбай впервые представил вниманию общественности Китая выставку «Культура ранних кочевников Великой Степи» из собственных фондовых коллекций в Сианьском музее западного рынка Танской династии (г.Сиань).

На открытии выставки присутствовали известные деятели науки и культуры Китая, которые в своем выступлении подчеркнули особое значение развития культурных связей и сотрудничества между странами Шелкового пути:   начальник Управления по охране культурных памятников провинции Шэньси – г-н Цянь Цзи; директор Управления по охране культурных памятников г.Сиань г-н Ма Жуй; директор Сианьского Музея Западного рынка Танской династии – г-жа Ван Бинь.

Цель выставки – отразить многообразие и палитру казахской истории в диапазоне культуры кочевников Великой степи. Выставка позволила еще более расширить взаимообмен между нашими народами и соприкоснуться с историей кочевых цивилизаций, богатой культурой ранних кочевников, что способствует дальнейшему взаимообогащению культур, процветанию и дружбе двух народов. Фрагменты многочисленных предметов, обнаруженных на территории Казахстана, и представленных в экспозиции музея свидетельствуют о развитии торгово-экономических и культурных взаимоотношений между народами со времен эпохи средневековья. Вдоль всех маршрутов Великого шелкового пути возникали крупные города - Отрар, Туркестан, Тараз, Испиджаб, Суяб, Ош, Узген, Баласагун и др., которые являлись торговыми центрами и в эпоху средневековья достигли наивысшего расцвета.

На выставке представлена уникальная коллекция 80 артефактов, отражающих высокоразвитую богатую культуру номадов - саков, усуней и кангюев, создавших кочевую цивилизацию.

Центральное место в экспозиции занимает Золотой Человек, найденный в 1969 г. в кургане «Иссык», являющийся важным открытием в мире археологии и национальным символом Казахстана. Данный шедевр мировой культуры вызвал особенный интерес у посетителей Китая, среди которых ученые, археологи, историки, искусствоведы и др.

Экспозиционно и композиционно выставка состоит из двух взаимосвязанных частей в хронологической последовательности: первая — памятники скифо-сакской эпохи - культовые атрибуты саков – котлы, курильницы, светильники, демонстрирующие высокое искусство и ювелирную и художественную технику древних мастеров Жетысу; вторая часть демонстрирует культуру усуней и кангюев Южного Казахстана – артефакты, собранные археологической экспедицией Центрального музея на могильниках долины реки Арысь: керамические изделия различных форм, предметы быта, а также ювелирные украшения номадов. На выставке достижения сакской эпохи представлены произведениями так называемой «скифской триады»: предметами вооружения, конского снаряжения и артефактами искусства скифо-сибирского звериного стиля. Это прежде всего, найденная в Казахстане культовая бронза саков и усуней – триподы, жертвенники и светильники, курильницы, связанные с культом огня и предков. Изделия украшены изображениями животных, выполненными в традициях искусства звериного стиля.

Особый интерес представляет палеографический материал - уникальные керамические плиты – кирпичи в форме таблиц.

Материалы выставки предоставили возможность зрителям Китая проследить историю и культуру номадов, оценить цивилизационные достижения кочевников и их вклад в мировую культуру.

Выставка археологических коллекций из фондов Центрального музея РК продлится в Китае ( г.Сиань) до 15 июня 2018 года.

sian museum2018-3 sian museum2018-1 sian museum2018-2

Выставку осветили все центральные СМИ Китая: Сианьское телевидение, газеты «Сианьские вечерние новости», «Новости культуры Сианя» и др. Предполагается, что за месяц с выставкой познакомятся более 40 тысяч человек – жителей Сианя.

Кущенко А.В.

(руководитель Центра культурно-образовательной работы,

Центрального государственного музея Казахстана)

«Человек. Эпоха. Связь»

Центральный Государственный музей Республики Казахстан вниманию посетителей представил новую выставку «Человек. Эпоха. Связь», демонстрирующую предметы и средства коммуникации – от древних петроглифов до современности.

Существование человеческого общества невозможно без обмена информацией. Главную роль в таком процессе играет связь и прием-передача информации с помощью различных средств.

Выставка «Человек. Эпоха. Связь»На выставке «Человек. Эпоха. Связь» представлено около 50-ти экспонатов. Коллекция уникальна не только количеством экспонатов, но и их разнообразием. В частности, на выставке можно увидеть как образцы первых пишущих машинок, телефонных и телеграфных устройств, телеприемников и радиоаппаратуры, так и современные, применяемые в повседневной жизни населения.

Среди разновидностей печатных машинок, экспонируемых на выставке, особое внимание заслуживает механическая печатная машинка «Mercedes», произведенная в Германии в 1933 году.

Особый интерес у посетителей вызывает телеграфный аппарат Морзе, имевший в свое время широкое распространение как один из видов проволочной почтовой связи. Телеграфный вид связи требовал протяженных линий передач, которые остались и при передаче информации посредством радио и телевидения. Изобретение радио является   одним из величайших достижений человеческой культуры конца девятнадцатого столетия. Большой популярностью у радиослушателей пользовались радиоприемники второго класса "Балтика",   "Муромец ", «Эстония-3», «Сириус-5» и др.

В экспозиции также представлен первый уникальный советский телеприемник КВН-49-4-Т1 (1953-55 гг.). Для многих посетителей будет интересно узнать, что к данному телевизору надо было еще купить линзу, так как изображение в нем было достаточно четким, но слишком мелким. КВН-49-4-Т1 был плоско-сферического сосуда на ножках, который заливался дистиллированной водой и позволял смотреть телевизионные передачи уже одновременно нескольким людям.        

Сегодня нашу жизнь нельзя представить как без телевизора, так и без телефона. В момент зарождения телефона устройство называлось «трубкой Белла», по имени автора изобретения - шотландца Александра Грехема Белла. Вниманию посетителей выставочная экспозиция представляет как первые, так и современные телефонные аппараты.  

Но настоящей революцией в развитии средств связи следует считать появление всемирной системы общедоступных электронных сетей – Интернет. При круглосуточном функционировании Интернета получаемая информация - самая оперативная, опережающая радио и телевидение.

Выставка позволит посетителю больше узнать об истории развития связи, с чего все начиналось и как мы пришли сегодня к современным достижениям.

«Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике»

Центральный государственный музей Республики Казахстан открыл выставку «Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике» (на основе керамического материала из фондов ЦГМ РК).

Цель выставки: ознакомить посетителей с гончарным ремеслом средневекового Казахстана (IX-XVI вв.), с основными этапами развития поливной и штампованной керамики средневековых городов, расположенных на трассах Великого Шелкового пути, с разнообразными формами орнамента (зооморфный, геометрический, растительный и эпиграфический), использовавшегося в декоре поливной и штампованной керамики, где сохранились устойчивые архитипические черты, передававшиеся из одного периода в другой.

Выставка "Средневековые города на Велико Шелковом пути"На выставке экспонируются более 100 уникальных артефактов из средневековых городищ расположенных на Великом Шелковом пути – Тараз, Отрар, Испиджаб, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Актобе, Талхир и Сарайчик, представляющих три основных, сменяющих друг друга периода: караханидского (IX – нач. XІІI вв), золотоордынского (ХІІІ – нач. XІV вв.) и тимуридского (конец XІV-XV вв.).

Керамика IX - нач. XІІI вв. – яркое, самобытное явление, в котором предшествующий опыт декоративного оформления передавался из поколения в поколение и сочетался с новаторскими технологическими и художественными направлениями. Керамические сосуды дают возможность проследить динамику орнамента и декора: преемственность согдийских элементов (стилизованные головки птиц в медальонах, широкий круг животных образов), выработка и развитие собственно исламских приемов оформления (каллиграфия), сложение принципов декоративного оформления («ковровый орнамент»), характерных уже для тюрко-исламского искусства. Под влиянием исламского этикета рисунок приобретает все большую условность, а также подвергается флоризации – превращению в растительный декор, когда птица «превращается» в бутон или парный завиток. На выставке этот период представлен материалами из городища Актобе и Отрарского оазиса.

В золотоордынском периоде (ХІІІ – нач. XІV вв.) преобладают красноглиняная и кашинная керамика, встречаются типично китайские, реалистические изображения птиц, животных и растений, а также меняется колорит и гамма на бело-голубой и черно-синий цвет. В экспозиции этот период представлен сосудами из городища Сарайчик с парковыми сюжетами – лотосовыми прудами, рыбами, сценами летящих уток или фениксов среди цветов, цветущими пионами и проч.

Поливная посуда эпохи Тимуридов (конец XІV-XV вв.) характеризуется более реалистически трактованным лиственным и цветочным орнаментом. Копирование и подражание китайскому фарфору, особенно характерное для этого периода, сопровождалось и поисками собственного стиля оформления. Он был основан на местных традициях орнаментального декора, все в той же узнаваемой бело-голубой гамме. Таковы блюда с крупными звездчатыми розетками, вихревыми свастиками в окружении миндалевидных медальонов и прочее. Период будет представлен керамической посудой с художественным орнаментом из памятников Южного Казахстан и архитектурным декором с кобальтовой росписью под прозрачной безцветной глазурью из мавзолея Х.А. Яссави.

Керамика со штампованным и резным орнаментом представлена сосудами, крышками, столиками (дастарханами) из Отрарского оазиса (Х-ХІІІ вв.).

Выставка «Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике» основана на богатейшей коллекции Центрального государственного музея РК и раскрывает исторически значимые экономические и этнокультурные процессы на территории Казахстана в X-XVII вв.

Выставка расположена в 1-ом экспозиционном зале и продлится до 1 октября 2018 г.

Центральный Государственный музей Республики Казахстан 11 мая 2018 года в 17.00 открывает три персональные выставки в одном пространстве «Иллюзия», «Игра в принцессы», «Пленэр» казахстанского художника Анны Маргацкой.

Выставки художницы Анна МаргацкойАнна Маргацкая окончила Алматинский государственный университет им. Абая, художественно-графический факультет, отделение живописи (1998 г.). Участвовала более чем в 70 групповых выставках, член Союза художников Казахстана. Она известна как в Казахстане, так и во Франции, Австрии и Швейцарии.

Анна Маргацкая – яркий, энергичный художник, творящий в разных видах изобразительного искусства: живопись, графика, керамика, иконопись. Она не устает учиться, совершенствоваться, расти, достигать чего-то нового в своем творчестве. Так, она разработала ни на кого непохожий, особенный стиль и стала автором нового направления в технике акварели, которую совершенствует и по сей день. Эта техника позволяет писать не только на бумаге, но и на холсте. Авторская техника и сказочные образы доминируют в большинстве ее произведений.

И сегодня художник познакомит алматинскую публику с новыми гранями своего таланта. Новая коллекция работ, представленная Анной Маргацкой в совершенно разных стилях и жанрах «Иллюзия», «Игра в принцессы», «Пленэр» несколько отличается от всех предыдущих. Надо отметить ее оригинальный, неординарный подход ко всему тому, что она делает, чем занимается. Работы мастера отличаются экспериментальностью, наполненностью, поиском интересного композиционного решения, выявлением сюжетной линии.

Выставка I. "Пленэр". Особое место в творчестве художника занимает серия пейзажных картин, посвященная изображению живописных мест, красоте природы, а также серии натюрмортов из букетов цветов, созданных в любимой технике - акварели. Каждый натюрморт из этой серии имеет своё настроение, особый темперамент. Акварель считается одной из сложных живописных техник. Техника акварели диктует свой особый ритм, заставляет работать стремительно и точно. Ведь исправить неверный мазок почти невозможно. Писать акварелью значит проводить  непрерывный цветовой эксперимент. А.Маргацкая пишет цветы и маслом. Масло позволяет работать в ином темпе, даёт возможность уделить внимание мелочам.  У холстов, написанных маслом, своя экспрессия. Помимо акварели и живописных работ на выставке представлены и керамические работы, наполненные богатым смысловым содержанием и фантазией, которые стилистически похожи на живопись.

Выставка II. "Игра в принцессы". Во время путешествий по Европе, внимание художницы привлекла готическая живопись. Она стала разрабатывать свою повествовательную живопись. Маргацкую особо впечатлило её сюжетное содержание. Холсты рассказывают зрителю сказку. В канву повествования вплетаются мифические сюжеты и старинные предания, полные волшебства. У каждого полотна есть своя загадка.

Выставка III. "Иллюзия". Серия работ "Иллюзия" выполнена Маргацкой в излюбленной авторской технике акварели. Главным художественным элементом выступает цветная линия, которая имеет не только цвет, но и направление движения. Линия как вибрация, пришедшая из космоса, закручивается в спираль. Из этих пульсирующих вихрей складывается образ мира земного.

Представленные на выставках произведения выражают творческий мир художницы.

 На выставке представлено более 170 работ автора.

 Выставка продлится до 31 мая 2018 года.

Сайт материалдарын пайдаланған жағдайда, музейге сілтеме көрсетілуі керек. // При использовании информации с сайта, просим указывать источник.
When using information from this site, please link to the source