авто

Переключатель языков

Новые экспозиции в музее (июнь 2018)

«Человек. Эпоха. Связь»

Центральный Государственный музей Республики Казахстан вниманию посетителей представил новую выставку «Человек. Эпоха. Связь», демонстрирующую предметы и средства коммуникации – от древних петроглифов до современности.

Существование человеческого общества невозможно без обмена информацией. Главную роль в таком процессе играет связь и прием-передача информации с помощью различных средств.

Выставка «Человек. Эпоха. Связь»На выставке «Человек. Эпоха. Связь» представлено около 50-ти экспонатов. Коллекция уникальна не только количеством экспонатов, но и их разнообразием. В частности, на выставке можно увидеть как образцы первых пишущих машинок, телефонных и телеграфных устройств, телеприемников и радиоаппаратуры, так и современные, применяемые в повседневной жизни населения.

Среди разновидностей печатных машинок, экспонируемых на выставке, особое внимание заслуживает механическая печатная машинка «Mercedes», произведенная в Германии в 1933 году.

Особый интерес у посетителей вызывает телеграфный аппарат Морзе, имевший в свое время широкое распространение как один из видов проволочной почтовой связи. Телеграфный вид связи требовал протяженных линий передач, которые остались и при передаче информации посредством радио и телевидения. Изобретение радио является   одним из величайших достижений человеческой культуры конца девятнадцатого столетия. Большой популярностью у радиослушателей пользовались радиоприемники второго класса "Балтика",   "Муромец ", «Эстония-3», «Сириус-5» и др.

В экспозиции также представлен первый уникальный советский телеприемник КВН-49-4-Т1 (1953-55 гг.). Для многих посетителей будет интересно узнать, что к данному телевизору надо было еще купить линзу, так как изображение в нем было достаточно четким, но слишком мелким. КВН-49-4-Т1 был плоско-сферического сосуда на ножках, который заливался дистиллированной водой и позволял смотреть телевизионные передачи уже одновременно нескольким людям.        

Сегодня нашу жизнь нельзя представить как без телевизора, так и без телефона. В момент зарождения телефона устройство называлось «трубкой Белла», по имени автора изобретения - шотландца Александра Грехема Белла. Вниманию посетителей выставочная экспозиция представляет как первые, так и современные телефонные аппараты.  

Но настоящей революцией в развитии средств связи следует считать появление всемирной системы общедоступных электронных сетей – Интернет. При круглосуточном функционировании Интернета получаемая информация - самая оперативная, опережающая радио и телевидение.

Выставка позволит посетителю больше узнать об истории развития связи, с чего все начиналось и как мы пришли сегодня к современным достижениям.

«Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике»

Центральный государственный музей Республики Казахстан открыл выставку «Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике» (на основе керамического материала из фондов ЦГМ РК).

Цель выставки: ознакомить посетителей с гончарным ремеслом средневекового Казахстана (IX-XVI вв.), с основными этапами развития поливной и штампованной керамики средневековых городов, расположенных на трассах Великого Шелкового пути, с разнообразными формами орнамента (зооморфный, геометрический, растительный и эпиграфический), использовавшегося в декоре поливной и штампованной керамики, где сохранились устойчивые архитипические черты, передававшиеся из одного периода в другой.

Выставка "Средневековые города на Велико Шелковом пути"На выставке экспонируются более 100 уникальных артефактов из средневековых городищ расположенных на Великом Шелковом пути – Тараз, Отрар, Испиджаб, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Актобе, Талхир и Сарайчик, представляющих три основных, сменяющих друг друга периода: караханидского (IX – нач. XІІI вв), золотоордынского (ХІІІ – нач. XІV вв.) и тимуридского (конец XІV-XV вв.).

Керамика IX - нач. XІІI вв. – яркое, самобытное явление, в котором предшествующий опыт декоративного оформления передавался из поколения в поколение и сочетался с новаторскими технологическими и художественными направлениями. Керамические сосуды дают возможность проследить динамику орнамента и декора: преемственность согдийских элементов (стилизованные головки птиц в медальонах, широкий круг животных образов), выработка и развитие собственно исламских приемов оформления (каллиграфия), сложение принципов декоративного оформления («ковровый орнамент»), характерных уже для тюрко-исламского искусства. Под влиянием исламского этикета рисунок приобретает все большую условность, а также подвергается флоризации – превращению в растительный декор, когда птица «превращается» в бутон или парный завиток. На выставке этот период представлен материалами из городища Актобе и Отрарского оазиса.

В золотоордынском периоде (ХІІІ – нач. XІV вв.) преобладают красноглиняная и кашинная керамика, встречаются типично китайские, реалистические изображения птиц, животных и растений, а также меняется колорит и гамма на бело-голубой и черно-синий цвет. В экспозиции этот период представлен сосудами из городища Сарайчик с парковыми сюжетами – лотосовыми прудами, рыбами, сценами летящих уток или фениксов среди цветов, цветущими пионами и проч.

Поливная посуда эпохи Тимуридов (конец XІV-XV вв.) характеризуется более реалистически трактованным лиственным и цветочным орнаментом. Копирование и подражание китайскому фарфору, особенно характерное для этого периода, сопровождалось и поисками собственного стиля оформления. Он был основан на местных традициях орнаментального декора, все в той же узнаваемой бело-голубой гамме. Таковы блюда с крупными звездчатыми розетками, вихревыми свастиками в окружении миндалевидных медальонов и прочее. Период будет представлен керамической посудой с художественным орнаментом из памятников Южного Казахстан и архитектурным декором с кобальтовой росписью под прозрачной безцветной глазурью из мавзолея Х.А. Яссави.

Керамика со штампованным и резным орнаментом представлена сосудами, крышками, столиками (дастарханами) из Отрарского оазиса (Х-ХІІІ вв.).

Выставка «Средневековые города на Великом Шелковом пути: орнаментальное искусство в керамике» основана на богатейшей коллекции Центрального государственного музея РК и раскрывает исторически значимые экономические и этнокультурные процессы на территории Казахстана в X-XVII вв.

Выставка расположена в 1-ом экспозиционном зале и продлится до 1 октября 2018 г.

Сайт материалдарын пайдаланған жағдайда, музейге сілтеме көрсетілуі керек. // При использовании информации с сайта, просим указывать источник.
When using information from this site, please link to the source